Академик Иван Федорович Харламов
считает, что воспитательная деятельность классного руководителя в школе
охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по
содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического
воздействия на учащихся.
Если учителя осуществляют
нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для
этого содержание изучаемого материала и различные методические приемы, способствующие
осмыслению и усвоению морально-политических идей, то классные руководители
проводят эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть
классный руководитель выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания
учащихся во внеурочное время. Вполне понятно, что деятельность классного
руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким
методическим разнообразием и требует глубокого осмысления.
Одной из существенных функций
классного руководителя является систематическое и всестороннее изучение
учащихся, особенностей их характера, поведения и моральной воспитанности в
целом.
Процесс нравственного воспитания в
школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического
воздействия на учащихся. Каждый школьник находится под постоянным влиянием
различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи.
Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых
требований к учащимся со стороны школы и семьи.
Многообразие и сложность возлагаемых
на классного руководителя задач и функций по организации и осуществлению
нравственного воспитания учащихся требуют от него большой энергии, творчества и
организаторских способностей. «Воспитательная работа, - подчеркивал А.С.
Макаренко, - есть прежде всего работа организатора». По отношению к
деятельности классного руководителя это положение приобретает буквальный смысл.
Только проявляя организаторские умения и вовлекая учащихся в разнообразную
практическую деятельность, он может закалять характер учащихся, формировать у
них устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе против
различных аморальных явлений в жизни и в быту. А для этого классный
руководитель должен знать технологию организации (методы и формы).
Классные руководители отбирают такие
формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему
развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они
учитывают и особенности учащихся того или иного возраста, конкретные условия
жизни классного коллектива. Рассмотрим основные формы и методы нравственного
просвещения и убеждения школьников, которые выделил Болдырев.
Классный час. Это
наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного
руководителя. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане
воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма
свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный час – это не
обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он
запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.
Основное требование к классному часу
– это активное участие в нем всех учащихся; никто в классе не может оставаться
пассивным наблюдателем – всем можно найти дело при его подготовке и проведении.
Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, для разноса и
нотации.
Беседы. В
воспитательной деятельности классных руководителей большое место занимают
этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и
понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с
правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение
учащихся к своему поведению и поведению других людей. Повышению эффективности
этических бесед способствуют высокий нравственный и культурный уровень
классного руководителя, их эмоциональность в подаче материала, умение вызвать
учащихся на откровенность, заставить проникнуться доверием к воспитателям.
Наряду с систематическими беседами
проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся.
Такой разговор следует проводить сразу после совершения поступка.
В деятельности классных
руководителей особенно большое место занимает разъяснение «Правил для учащихся»
как главных критериев поведения школьников. Опытные классные руководители при
проведении бесед о дисциплине меньше говорят о том, чего нельзя делать, а
рассказывают о том, что, зачем и как нужно делать, как нужно поступать в том
или ином случае.
Беседа проводится с классом или
индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок. Опытные классные
руководители не увлекаются коллективным осуждением недостатков в поведении
школьников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с
провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и
доверительности.
Одна из форм нравственного убеждения
– читательская конференция. Она помогает не только расширить кругозор
школьников, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы
нравственности. Нередко в ходе читательских конференций обсуждение принимает
дискуссионный характер и конференция перерастает в диспут (особенно в старших
классах).
Диспут по вопросам морали – сложная и
вместе с тем действенная форма убеждения. Она требует серьёзной подготовки
учащихся. Готовясь высказать самостоятельное мнение, они лучше уясняют и
усваивают нравственные принципы.
Приобщение учащихся к искусству. Классные
руководители привлекают учащихся к участию в конкурсах на лучшего чтеца или
рассказчика, к художественной самодеятельности, обогащающая нравственный мир
школьников. К подготовке и проведению конкурсов привлекают учителей литературы
и рисования.
Развитие эстетического вкуса
школьников содействуют также экскурсии в музеи, картинные галереи, на выставки,
посещение кино и театров.
В целях убеждения используются и нравственные
требования к поведению школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на
уроке и вне школы, уважали старших, были правдивыми и искренними, классный
руководитель сообщает им знания о нормах и правилах поведения, обогащает их
нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению
достигают цели лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с
практикой повседневного поведения детей.
Этот метод направлен на то,
чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в
отношения к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления
поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка,
уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно
рассматривать пример. Его воздействие основывается на известной
закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда
запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни
перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример
- наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.
По мнению Н.И. Болдырева, большое
влияние на сознание и поведение учащихся оказывает пример других людей.
Воспитательная сила примера основана на склонности и способности к подражанию.
Не имея достаточных знаний и жизненного опыта, школьники присматриваются к
поступкам и действиям окружающих, подражают им, стараются вести себя так, как
ведут себя взрослые, товарищи. Пример поведения других людей оказывает прямое и
косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их стремление к
совершенствованию, самовоспитанию и изменению их жизненной позиции.
Воспитательное воздействие при
помощи примера – это своеобразное использование наглядности в воспитании.
Примеры поведения других людей влияют не только на сознание, но и на чувства
воспитанников; они затрагивают не только их ум, но и нервную систему. Классные
руководители широко используют примеры из жизни и деятельности некоторых
знаменитостей.
Жизнь дает не
только положительные, но и отрицательные примеры.
Обращать внимание школьников на негативное
в жизни и поведении людей, анализировать
последствия неправильных поступков, извлекать
правильные выводы не только желательно, но
и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный
пример помогает удержать воспитанника от
неправильного поступка, формирует понятие о
безнравственном.
На формирование сознания и поведения
школьников серьёзноё влияние оказывает и личный пример воспитателей, родителей,
близких людей, товарищей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного
представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно
наблюдают, как учитель держится на уроке и в жизни, как он одет, как обращается
с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то или иное
событие, как относятся к своим обязанностям. Особенно высоко ценится в
воспитателе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и
настойчивость в достижении поставленной цели.
Методы использования примеров в
процессе воспитания разнообразны. Это, прежде всего подражание или
воспроизведение образца поведения других людей. Один из методов использования
положительных примеров – это заимствование. Оно предполагает сознательное и
выборочное воспроизведение качеств личности, приёмов и способов её
деятельности, поведения. Иногда заимствуют даже манеры, походку, одежду. В ряде
случаев следование примеру других людей проявляется в соревновании, в
стремлении превзойти образец, которому подражают, в желании достигнуть лучших
результатов в труде, повседневном поведении.
Упражнение в
системе нравственного воспитания.
Процесс нравственного воспитания
обязательно включает в себя приучение воспитанников к выполнению норм и правил
общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек
поведения. Достигается это прежде всего упражнением, организацией практической
деятельности воспитанников.
В процессе нравственного воспитания
классным руководителем применяются в основном два типа упражнений:
организация нравственного опыта воспитанников путём вовлечения их в
разнообразную деятельность и специальные упражнения для детей.
Особенно велико значение упражнений,
связанных с организацией нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый
в процессе целенаправленной деятельности, - основное условие приучения.
Упражнения в разнообразной деятельности имеют целью выработать привычки в труде
и в общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они содействуют
приучению к коллективной деятельности.
Воспитание в труде – это наиболее
действенное воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и
дисциплинирован, требователен к себе и честен, он надёжный помощник в семье. У
него больше развито чувство ответственности. К сожалению, из стен школы выходят
юноши и девушки, для которых труд не стал делом жизни. Они не прочь
порассуждать о долге, чести, о высоких принципах морали. Но слова их не
подкрепляются делами.
Серьёзное влияние на
формирование поведения оказывает выполнение различных общественных поручений.
Они тесно связаны прежде всего с организационной деятельностью. Ещё Н.Г.
Чернышевский утверждал, что «…занятия важными общественными делами есть
наилучшая школа для развития в человеке всех истинно человеческих достоинств».
В воспитании большое значение имеет
и обдуманная организация материальной среды. Классный руководитель должен
организовать дежурство по классу и школьным коридорам. Это подтягивает
школьников, обязывает лучше вести себя, поддерживать порядок.
В целях выработки необходимых
навыков и привычек поведения иногда проводятся специальные упражнения в
нравственных поступках. Классный руководитель и другие учителя
показывают учащимся, какие действия и как нужно выполнять, предлагают их
повторять и таким образом упражняют в определенных делах. Например, путём
упражнений они приучаются к соблюдению тишины и порядка на уроке.
Целесообразны также упражнения в
форме организации положительных поступков. Например, ученику поручается навести
больного товарища, помочь отстающему в учении, собрать цветы для украшения
школы и т.п.
Успех применения упражнений, их
эффективность зависят от соблюдения ряда требований. Это - осознание учащимися
важности и необходимости проведения упражнений; их систематичность и
последовательность; общественно полезную направленность; взаимосвязь упражнений
с различными формами убеждения
Для младших школьников отражением и
воспроизведением общественной жизни является игра. Игровые ситуации
позволяют легко, увлекательно, без назойливого дидактизма взрослых усваивать на
практике правила поведения. «Игра, - говорил А.С. Макаренко, - имеет важное
значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет
деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в
работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде
всего в игре». Игра учит быть деятельными, проявлять инициативу, действовать в
интересах коллектива, подчиняться и руководить.
Игровые ситуации
проблемно-поискового характера. Уже в самом названии этого метода
органично сочетаются два эмоциональных стимула – игровой и проблемно-поисковый.
Игра с элементами поиска – занятие, чрезвычайно увлекательное для школьников.
Методы убеждения и упражнения максимально сближаются, взаимопроникают;
создаётся атмосфера естественного «вхождения» в конкретную ситуацию
нравственного содержания. В группу этих методов входят разыгрывание ситуаций
разного уровня сложности, в которых школьники должны заметить ошибку или найти
выход из сложившегося положения.
В основе этих методов лежит
формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В
педагогике в качестве стимулирования распространены поощрение и наказание.
Поощрение применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность,
предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в наложении
дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в
выражении морального порицания, осуждения. Если побуждение заключается в
одобрении действий воспитанников, то наказание должно предупреждать у них
нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство дискомфортности перед
собой и другими людьми.
Методы стимулирования помогают
человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что
способствует осознанию им своих потребностей - пониманию смысла своей
жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей,
то есть тому, что составляет суть мотивации.
Они предполагают формирование
необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению
конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их
порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка,
является внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушение может
осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Внушать - это,
значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека.
Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и
связанных с ними эмоциональных состояний.
Методы организации
деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях
сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в
процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо
проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа
организации деятельности, проблема выбора социальной роли и другие. Классный
руководитель специально создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда
в ситуации возникает проблема для ребенка, и существуют условия для
самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания)
как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека
и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у
детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность,
которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.
Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно
способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод
опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В
процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с
товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не
только активность ребенка, но и формирует у него способность к
самоактуализации.
Создание воображаемых ситуаций
нравственного выбора, близких жизненному опыту школьников. Этот приём
ценен тем, что позволяет вести заинтересованный разговор на актуальные для
школьников темы, связанные с их собственным опытом, их переживаниями.
Коллективный анализ ситуации-аналога помогает ребятам сделать правильный
нравственный выбор в затруднительных, противоречивых жизненных обстоятельствах.
Они направлены на включение
учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен
накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях,
формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки,
которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого
необходима организация работы над собой - "труд души" (В.А.
Сухомлинский). В условиях школы полезно рассматривать упражнения по
формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости,
еще лучше - решать так называемые дилеммы.
Метод дилемм заключается в
совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме
разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По
каждому вопросу дети приводят убедительные доводы "за" и
"против". Анализ ответов полезно провести по следующим признакам:
выбор, ценность, социальные роли и справедливость.
Использование моральных дилемм как
средства развития экзистенциальной сферы, безусловно, продуктивно. По каждой
дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать
любой учитель при условии, что каждая дилемма должна:
1) иметь отношение к реальной жизни
школьников;
2) быть по возможности простой для
понимания;
3) быть незаконченной;
4) включать два или более вопроса,
наполненных нравственным содержанием;
5) предлагать на выбор учащимся
варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: "Как должен
вести себя центральный герой?" Такие дилеммы всегда порождают спор в
классе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в
будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях. Обычно метод дилемм
используется классным руководителем в старших классах.
Итак, мы
проанализировали методы формирования нравственного
поведения школьников. Нужно отметить,
что в реальных условиях педагогического
процесса методы воспитания выступают в сложном
и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика
отдельных «уединенных» средств, а гармонично
организованная их система. Разумеется, на каком-то
определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может
применяться в более или менее изолированном
виде. Но без соответственного подкрепления
другими методами, без взаимодействия с ними
он утрачивает свое назначение, замедляет
движение воспитательного процесса к намеченной
цели. И ещё нравственность формируется не на словесных или деятельностных
мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку
приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки.
Поэтому методы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны с жизнью.
Таким образом, теоретический анализ
состояния проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод
о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые
можно взять на вооружение при повышении нравственного воспитания школьников.
1.
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.:
Просвещение, 1979.
2.
Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». //
Народное образование. 1998. № 9-10.
3.
Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под
ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
4.
Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В
7-ми т. М., 1957, т. IV.
5.
Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в
формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.
6.
Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников:
Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983.
7.
Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного
воспитания: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
Большое спасибо! Хороший материал для педсовета.
ОтветитьУдалить